* * * * * * * *

Черная оспа в российских интернетах и телевидениях

Тунгусский шаман-оленевод, израильский минздрав и Антон Палыч Чехов невнятно рассказывают про какую-то черную оспу. И не только они, и все по разному. Совсем неприлично она же вылезла в странной кампании фейковых пересказов о вспышке "черной оспы" в Москве 1959-го года...
Разбираемся что это за болезнь


При обычном течении болезни оспенные высыпания имеют розовый цвет. Черная оспа в медицинском смысле - это Variola nigra, можно еще Variola haemorrhagica pustulesa - особая, довольно редкая (обычно нескольких процентов случаев) и почти всегда смертельная форма болезни. Описание по 3-му изданию БМЭ:
"Пустулезно-геморрагическая оспа, называемая иногда также поздней геморрагической оспой, характеризуется укороченным инкубационным периодом, острым началом болезни с признаками ранней интоксикации и геморрагическим синдромом. Геморрагическая сыпь появляется после высыпания оспенной сыпи, начиная со стадии папул, и особенно интенсивна в период образования пустул, содержимое к-рых при этом становится кровянистым. Наиболее интенсивные геморрагические изменения отмечаются между 6-м и 10-м днем от начала болезни. В результате превращений гемоглобина пустулы приобретают черную окраску (отсюда название «черная оспа»)."

То есть такой медицинский термин существует и имеет вполне определенный смысл. Однако, некоторые люди (ага, не читатели а писатели) учебников не читают, а предпочитают выковыривать всё из собственного носа. А у некоторых учебников вообще нет, а сказать что-то надо типа деньги заплочены - см творчество тунгусских шаманов по теме оспы в постскриптуме. Но глухой Сибирью дело не ограничивается. Когда-то давно я был несколько потрясен когда обнаружил интерпретацию "черной оспы" как синонима "оспы вообще" в трудах вице-президента академии наук СССР Р.В.Петрова[см>>]. Это главный вариант альтернативного использования этого словосочетания.
Очевидно, такое понимание скалькировано с давнего и всемирно признанного художественного обозначения чумы как черной смерти/black death/Schwarzer Tod. Но с оспой здесь две идиотских несуразности - во-первых, как видим по учебникам, оспа очень редко бывает черной. Это не фатально, "черной" с некоторой натяжкой можно быть и в художественном смысле - типа черных сил которые нас злобно гнетут. Кстати и чума тоже не всегда заканчивается гангреной, хотя если взять намного реже употребляемое "black plague" - кажется что такое сочетания впрямую должно обозначать цвет.
Но вот во-вторых совсем беда. На русском "черная оспа" звучит вполне соответствующе моменту - зловеще и устрашающе, а вот в других языках художественная экспрессивность какой нибудь "black smallpox" более чем сомнительна - выглядит как сухой технический термин. Smallpox или Pocken/Blattern звучат несколько игриво и в сочетание с чернотой в художественном смысле получается некоторый оксюморон. Так что проблема чисто русскоязычная.

И в последнее время проблема усугубилась - применение этого эпитета к оспе реально стремится стать нормой русского языка, массово появляясь в самых неожиданных местах, в тоь числе и в претендующих на экспертизу в медицинских вопросах:
  • в википедии [см>>] -"черная оспа" висела с 2008 года
  • на русскоязычном сайте израильского министерства здравоохранения [см>>] (в версиях на английском и иврите этот эпитет отсутствует, а на арабском опять есть!).
  • И самое интересное - интенсивно и навязчиво распихивающийся по интернетам и телевидениям в многочисленных и очень однообразных вариациях фейковый креатив о художнике Кокорекине, завезшем из Индии черную оспу в Москву в 1959 г. Неверная цветопередача, конечно, там не самый главный прикол . Однако "черная оспа" вылазит жирными буквами в заголовках практически всех публикаций этой серии. Это очень резало глаз и я не смог пройти мимо...
    Чтоб покороче - текст из википедии, правка 2011-го года [см>>] :
    Московский художник Кокорекин посетил Индию. Ему довелось присутствовать на сожжении умершего брамина. Набравшись впечатлений и подарков для любовницы и жены, он вернулся в Москву на сутки раньше, чем его ждала жена. Эти сутки он провёл у любовницы, которой отдал подарки и в объятиях которой не без приятности провёл ночь. Подгадав по времени прилёт самолёта из Дели, он на следующий день приехал домой. Отдав подарки жене, он почувствовал себя плохо, повысилась температура, жена вызвала «Скорую помощь», и его увезли в инфекционное отделение больницы имени Боткина… К утру больной затяжелел и умер. Производивший вскрытие патологоанатом пригласил в секционный зал заведующего кафедрой академика Н. А. Краевского. К Николаю Александровичу приехал в гости старичок патологоанатом из Ленинграда, его пригласили к секционному столу. Старичок посмотрел на труп и сказал — «Да это, батенька, variola vera — чёрная оспа». Старик оказался прав… Завертелась машина Советского здравоохранения. Наложили карантин на инфекционное отделение, КГБ начал отслеживать контакты Кокорекина… Как выяснилось, жена и любовница повели себя одинаковым образом — обе побежали в комиссионные магазины сдавать подарки. Обозначились несколько случаев заболевания оспой в Москве, окончившихся летальным исходом. Больницу закрыли на карантин, было принято решение вакцинировать оспенной вакциной всё население Москвы

    — Ю. В. Шапиро, «Воспоминания о прожитой жизни»
    Пропихиваемый первоисточник - напечатанные в 2006 году мемуары некоего московского хирурга Шапиро [см>>] Мемуары и без того не вызывают большого доверия, попытки еврейского юмора просто удручающи. Но цитата к тому же еще и жестко сфальсифицирована. Черная оспа в первоисточнике в принципе фигурирует но в другом месте чуть выше по тексту. И фундаментальный креатив про поездку Кокорекина к любовнице, очевидно, берет начало именно оттуда. А вот сожжения брамина там нет, и шизоидного пассажа "Да это, батенька, variola vera – черная оспа" тоже нет! Этот перл позаимиствован из снятого по мотивам тех же событмй фильма "В город пришла беда" 1966 года [см>>], но там звучит (без "батеньки") "variola vera – пурпурная оспа" (что, надо заметить, тоже неверно - уж если такие умные надо было говорить purpura variolosa). Пурпурная оспа - это ранняя геморрагическая оспа, черная - поздняя, т.е. обе являются редкими и в некотором смысле родственными формами оспы. Но эта пурпура имеет глубокое значение, чтото навроде фрейдистской оговорки.

    Ключевой момент всей истории - датировка постановки диагноза оспы у Кокорекина, и это также предмет целенаправленных фальсификаций. То что Кокорекин умер, так и не получив и намека на оспу в диагнозе признается в явном виде в статье БМЭ [см>>] (цитата приведена ниже). И этот косяк, собственно, и стал причиной всей последовавшей катавасии. Если бы оспа у Кокорекина была определена вовремя, все дело ограничилось бы практически стенами Боткинской больницы, ну плюс несколько десятков контактов в карантине. На деле же Кокорекин заболел 24 декабря а оспа была диагносцирована 15-го января уже у заразившихся от него вторичных носителей, то есть три недели оспа беспрепятственно разбредалась по Москве - поэтому и пришлось обкалывать весь город.
    Отсутствие предположения об оспе в диагнозе умершего с какой-то сыпью пациента, только что приехавшего из Индии это просто какой-то позор, труднообьяснимый и действительно дискредитирующий уровень совковой медицины. Отдельно можно удивляться как мысль об оспе не появилась после отвергнутого предположения о чуме. Тем не менее хоронили Кокорекина в закрытом гробу и похоже что с дигнозом грипп - реакция на лекарства. Какое-то эпическое воплощение жанра "умер Никодим и х.. с ним". Однако пациент то из приближенных особ, вопросы без ответов вряд ли могли остаться...

    Фильм 66-го года очевидно озабочен этой проблемой, чрезвычайно грамотно замазывая информацию умолчанием о трех неделях задержки с диагнозом. Это, конечно, художественный фильм "по мотивам", к тому же открыто пропагандистского/санпросветского характера, совершенно ясно что по другому было нельзя. А вот пурпурность предательски дает пищу для догадок - похоже она как раз являлась отражением сочиненной задним числом официальной объяснялки/оправдалки - дескать имела место клинически необычная форма оспы, которую не так просто распознать. При пурпурной оспе [см>>] течение болезни слишком быстрое и смерть наступает до проявления внятных симптомов - образования типичных папул-пустул. То есть обьяснялка весьма квалифицированная и формально правдоподобная. Хотя с деталями сходится не очень хорошо - Кокорекин обратился в поликлинику 24-го декабря 26-го появилась сыпь,29-го умер. Слишком долго - 5-6 дней болезни, из них 3-4 дня на развитие сыпи пожалуй для такой объяснялки впритык.

    Вокруг того же вопроса крутится и главный настрой фильма - как встреча московских медиков-супергероев с чем-то совершенно неожиданным случайно занесенным из какого-то потустороннего мира. То есть это как бы оправдание врачебной ошибки, которой как бы и не было.
    На самом же деле, в 59-м году оспа в советской медицине была очень даже горячей темой. В 58-м году замминистра Жданов предложил на сессии ВОЗ программу ликвидации оспы, советский вклад в нее на начальном этапе составлял 25 миллионов доз вакцины в год. В начале 50-х годов в Китае была проведена чрезвычайно успешная программа по ликвидации оспы (более 100 млн вакцинаций в год!), без сомнений можно догадываться что при советском содействии (хотя материалов на тему советского участия не видел - период Корейской войны очень темное время великой дружбы с Китаем). И в самом СССР проблема оспы не совсем исчезла - в азиатских республиках завозные случаи из Ирана и Афганистана - 537 случаев в 50-57 годах [см>>]. Так что и специалисты были, и запасы вакцины и многочисленные поводы чтобы оставаться начеку. Почему в такой ситуации московские прощелкали клювом - это действительно загадка.

    Абсолютно понятны и предсказуемы были и противоэпидемические мероприятия. Случаев вспышек оспы в больтших городах было множество. Самая удивительная параллель - вся эта история мистически до деталей воспроизводила историю вспышки оспы в Нью-Йорке в 1947 году. Отчетов о ней навалом [см>>] и вряд ли стоит сомневаться что в 59-м году они были известны отечественным специалистам. Там также началось с того что медики не смогли определить оспу у первичного носителя - в больницу он поступил 5-го марта умер 10-го. Предположение об оспе в дифференциальном диагнозе присутствовало, оно прилежно прорабатывалось и ясно объяснено почему оно не было принято: отсутствие подозрений в контактах с носителями, нетипичная сыпь, наличие двух вакцинаций и наверно самое главное - лабораторный тест не обнаружил признаков оспы (повторный тест через несколько недель обнаружил). Выглядит гораздо приличней чем невнятная ссылка на пурпуру. Оспа была диагносцирована у вторичных пациентов 27-го марта - те же три недели задержки. Тотальная вакцинация началась 4-го апреля, всего проведено 6.35 млн вакцинаций, из них 5 млн в первые две недели. Всего оспой заболели 12 человек, умерли двое. Московские цифры практически такие же - см ниже в постскриптуме.

    Демонстрируемая в фильме 66-го года гениальность и решительность карантинных мер в Москве естественно прославляет наши славные органы, уж этим наверняка ордена то кому следует выдали. В аналогичных случаях зарубежом соплей по этому поводу проливается крайне мало - в Нью Йорке на эту тему лишь пара сухих строчек об изоляции нескольких сот человек и отслеживании какого-то количества уехавших из города (этиим только рекомендовали срочно пройти вакцинацию). Есть еще существенно более драматичное югославское кино Variola vera>> по мотивам вспышки оспы в Белграде в 72-м году - руководящая роль партии-ОЗН (КГБ по ихнему) обозначена очень слабо и весьма критично, хотя на самом деле наверняка они очень даже участвовали - эпидемия грозила омрачить праздглвание 80-летия маршала Тито. Раздолбайство врачей наверно преувеличено. Хорошее кино, кажется они еще попытались изобразить все возможные клинические формы оспы. Черная оспа тоже есть но показана не внятно, дополнили обычным объяснением из учебников что типа кожа как будто обугленная.

    Современные итерации изложения истории вспышки оспы в Москве имеют крайне мало смысла - мемуары хирурга Шапиро в свете вышеизложенного это очевидный фейк туповато сочиненный на основе фильма 66-го года. Вся текущая гиперактивность на эту тему явно крутится лишь вокруг этих двух источников, до мед. энциклопедии никто очевидно не добрался. Зачем и на чьи деньги сочиняется этот бред в таком количестве мне не понятно. Единственная видимая цель, которую можно предположить - раскрутка мемуаров Шапиро - выглядит слишком убого для столь широкомасштабной кампании. Но я и раньше видел чрезвычайно похожие медийные кампании: шизоидная "Первая фундаментальная биография" академика Сахарова 2013-го года [см>>] получившая премию союза журналистов РФ. И эпическая реклама цунами-бомбы/суперторпеды Сахарова в конце 2014-го [см>>]. Славбогу хоть тут ак.Сахаров вроде бы своим гением не отметился.
    Гугль выдает в интернетах более сотни воспроизведений пассажа с "батенькой". Налицо упорная фейкостроительная работа в течении многих лет.
    Видеоролики из телевидений: телеканал Доверие>>, россия 24>>, НТВ>>, ТВЦ>>. Не очень внимательно смотрел, но кажется "батенька" нигде не воспроизводится, видимо реминисценции на темы анекдотов о Ленине нынче не в моде. Тогда как дешевая клубничка про рокировку с любовницей прошла на ура. Хотя собственно что такого, тематически близкий и программный для нынешней эпидемии Covid-19 фильм Contagion 2011 года [см>>] тоже начинается с удивительно похожей поездки Гвинет Пэлтроу к любовнику. Это же художественные произведения.

    Единственное вменяемое кино - на россии24 (2013-го года). Интересные интервью с интересными людьми, даже аккуратное объяснение что такое черная оспа дано (хотя все равно ее вытащили в заголовок). Креатива с любовницей нет, сожжение брамина есть. И трехнедельная задержка с диагнозом ясно обозначена, отмечу что важность лабораторной диагностики оспы преувеличена - вряд ли она имела большее значение чем всего лишь формально необходимое подтверждение уже сделанного диагноза - и в фильме 66-го года на этот счет присутствует однозначная фраза старичка: "Можно не дожидаться результатов лабораторных исследований. Клиническая картина ясна"

    И, возвращаясь к основной теме - черная оспа, конечно же, на телевидиниях везде в заголовках.

    К еврейскому мнению по вопросам пользования русским языком трудно не прислушаться - черт его знает может и правда в России существовало такое неофициальное или народное обозначение оспы. Поэтому пришлось провести маленькое историческое исследование применения этого эпитета - в основном с помощью google books.

    письмо Чехова (из Томска от 1890 года):
    " Царит здесь черная оспа, но странно, она здесь не так заразительна, как в других местах: двое-трое заболеют, умрут — и конец эпидемии."
    Александр Герцен (Огареву из Ниццы 1868 г.) :
    "Все идет тихо — но хорошо. Говорят, что это особая болезнь и не оспа настоящая, и не летучая — а черная оспа. Действительно, все нарывы в середине сделались черными и мало-по-малу проходят. Еще неделю терпения."
    Какой-то учебник детских болезней 1891-го года:
    "Вмѣсто нагноенія, въ пузырькѣ можетъ произойти кровоизліяніе: черная оспа, var. haemorrhagicа."
    Брокгауз и Ефрон:
    "Смертельная черная О. особенно поражает людей пожилых, слабых, перенесших какие-либо другие болезни.... часто смертельны сливная О. и в особенности кровянистая или черная О. "
    У Чехова смысл фразы не очень ясен (и что значит "царит" если вся эпидемия на 2-3 человека?). В книге о Сахалине Чехов этот эпитет уже не применяет, хотя активно интересуется оспой, исследуя метрики на предмет причин смертей. При этом он совершенно не вдается в какую либо медицинскую аналитику о формах болезни - то есть просто воспроизводит что написано в документах. По аналогии, можно предположить что и в Томске он не более чем передает информацию местного фельдшера о причинах смерти. В Томске Чехов провел неделю - за такое время мог и до каких-то документов добраться. Еще вариант - см далее - "черная оспа" могла здесь означать и сибирскую язву, в особенности в сочетании с утверждением о ее малой заразности.
    Таким образом, по квалифицированым источникам выходит что в России 19-го века "черная оспа" синонимом "оспы вообще" никак не являлась, это также как и в остальном мире частная клиническая форма оспы.
    (Герцен кстати пожалуй что описывает обычную оспу - некроз и почернение центров пустул нормальное явление).

    Вместе с тем нашлось изрядное количество использований "черной оспы" как синонима оспы вообще в текстах упоминающих ее как бы походя всуе - критике Киевских властей, гомеопатической книжке, историческом и военном сочинениях. То есть дилетантское использование этого термина было вполне распространено с давних пор по понятным причинам его экспрессивности и популярности в народе. Выглядит она действительно страшновато, по адски
    "Темнобурая окраска пораженной кожи при геморагической О. издавна дала этой форме название «черной оспы», вызывающее особый ужас перед ней со стороны населения."
    (первое иэдание БМЭ 1932 г.)

    Для примера киевский креатив - использование термина чисто для аранжировки дешевого либерально-журнализдского пассажа:
    "Въ январѣ 1878 г. гор. голова докладываетъ думѣ, что появились пятнистый тифъ и черная оспа, необходимо произвести осмотръ мѣстностей, гдѣ накопляются нечистоты, гдѣ густое населеніе, рынки, площади и пр.-Тутъ-то дума спохватилась! да и какъ не проснуться, когда приходилось дрожать за собственную цѣлость! Вѣдь пятнистый тифъ и черная оспа могли пробраться в гости и къ банкирамъ и к дѣльцамъ и къ профессорамъ..."
    Смотрится абсолютно гармонично и каких-то возражений против использования "черной оспы" в дилетантских текстах быть не может. И с другой стороны, встретив это словосочетане в подобном художественном контексте всегда можно определенно утверждать что автор в медицине мягко говоря лыка не вяжет.

    На английском "black smallpox" звучит довольно бестолково, поэтому его употребление в художественных целях имеет мало смысла. Поиск в тех же google books по 19-му веку примеров явно бакланского использования этого словосочетания практически не дает - то они его заковычивают, то (в подавляющем большинстве) с первого взгляда видно что это корректное медицинское использование термина. По современной практике - интересны комментарии к определению "black smallpox" в словаре Miriam-Webster [см>>]. Половина комментаторов ссылаются что услышали это слово в некоем российском сериале про Екатерину на History Channel. То есть современное поминание "черной оспы" это российская глупость но уже проникающая в зарубежье - как и в случае сайта израильского минздрава.

    PS
  • В 19-м веке существовала еще и трактовка черной оспы как формы сибирской язвы в "Общей патологии" Фердинанда Яна 1838-го года. Интересно коррелирующая с утверждениями Герцена и Чехова о малой заразности черной оспы.
    Такъ ядъ Сибирской язвы (болѣзнь животныхъ) въ человѣкѣ производитъ черную оспу ... Замѣчательно также, чпо многія такъ называемыя ублюдочныя болѣзни (morbi hibridi), подобно ублюдкамъ между существами органическими, повидимому не имѣютъ способноспи размножаться, или получаютъ эту способноспъ полько при такихъ условіяхъ, которыя весьма благопріяпствуютъ совершенному ихъ развитію. Примѣръ — черная оспа, которая будучи ублюдкомъ Сибирской язвы, весьма рѣдко бываетъ заразительною.

    Черная оспа вылазит также и из переводов медицинского фольклора сибирских коренных национальностей. Город Зашиверск на Индигирке вымер в 19-м веке якобы от черной оспы (после этого центр уезда был перенесен в Верхоянск) - так там местный шаман оленевод даже различал черную и красную оспу - это круче чем у академика Петрова!
    У хакасов была болезнь "харан аалчы" дословно что-то вроде визита темной силы, тоже иногда интерпретируется как черная оспа, но чаще как тиф - тогда имеется ввиду помутнение сознания.
    Когда-то различали черную оспу и красную. Был один случаи на Индигирке.
    С оспой боролся большой шаман, победил ее, но сам умер. Говорят, что оспа — это красивая девушка. Однажды на востоке от Индигирки один шаман узнал, что пришла оспа, и отправил своего соседа в город Зашиверск. Сосед пошел. Его встретила оспа и сделала ему пометку на лбу. Так шаман узнал, что болезнь еще не вышла из города. Тогда он сделал из гнилого дерева подобие быка (чурумчу). Своим соседям он сказал, чтобы быка привязали веревкой и, как заслышат мычание, разрезали эту веревку, а сам вышел и пропал. Друг его, когда услышал мычание, разрезал веревку и убежал. В доме стали прислушиваться. Слышат борьбу быков то на земле, то на юрте. Наконец, стало тихо. Шаман заходит и говорит: «мы подружились. Пойдем вместе с оспой».
    Когда оспа однажды проснулась, смотрит — шамана нет. После этого она решила, что кочевое население не найдешь. Пошла в город и съела всех людей.

    А. П. ОКЛАДНИКОВ З.В.ГОГОЛЕВ, Е.А.АЩЕПКОВ ДРЕВНИЙ ЗАШИВЕРСК


  • По поводу вспышки оспы в Москве 1959-го года единственный вменяемый источник который вижу - это тривильно БМЭ [см>>]
    Художник К., после двухнедельного пребывания в Индии, 22 декабря 1959 г. возвратился в Москву. 23 декабря почувствовал недомогание и 24 обратился в поликлинику, где был поставлен диагноз «грипп». 26 декабря появилась сыпь на животе и груди, состояние больного ухудшалось и 27 он был госпитализирован в Московскую клиническую больницу им. С. П. Боткина с диагнозом «токсический грипп и лекарственная болезнь». 29 декабря больной умер. К этому случаю вновь вернулись 15 января 1960 г., когда у больных, контактировавших с умершим К., был поставлен диагноз О. н. Выявление больных и контактировавших началось с 15 января 1960 г. Как было установлено, в Москве к этому времени сформировались семейный очаг, а также очаг в б-це среди больных и обслуживающего персонала. Эти два очага, в свою очередь, обусловили формирование третьего городского очага О. н. Общее число больных к этому времени достигло 19. Большое рассеивание контактировавших лиц по городу требовало принятия неотложных мер. При обследовании в городе было выявлено 9342 человека, так или иначе контактировавших с заболевшими. Из них 1210 контактировавших с больными непосредственно были изолированы в специальном стационаре в Москве и 286 — в стационарах Московской области. Одновременно с выявлением контактировавших лиц проводилась вакцинация. В период с 16 по 27 января 1960 г. было привито 6 187 690 человек. В результате проведенных энергичных мероприятий вспышка не вышла за пределы Москвы. Последний больной из числа находившихся в изоляторе был зарегистрирован 3 февраля. Показателем эффективности проведенных мероприятий является то, что вспышка была ликвидирована в течение 19 дней с момента, когда приступили к их проведению.
    Отсутствие в диагнозе предположения об оспе в явном виде признается, но объяснений нет. Позже нашлась книжка 62-го года А.Ф.Саенко "Заносные вспышки натуральной оспы" [см>>] с подробным изложением диагнозов Кокорекимна - почему не возникло предположений об оспе объяснений там также нет. Там также дан вроде как претендующий на полноту список вспышек оспы в крупных городах за руюежом, про СССР кроме Москвы 59-го года информации больше нет. Забавно, но случаев черной оспы в Москве вообще не было.

    И для наглядности - по пунктам цепочка фальсификаций: 1. Популярный фильм для народа 1966 года информация о трех неделях задержки с диагнозом грамотно замазывается. Старичок осматривает вторичного пациента, читает историю болезни как бы только вчера умершего первичного и красиво говорит "variola vera - ПУРПУРНАЯ оспа". Вполне корректно, о паузе в три недели просто умолчание.
    Красавица-коллега заразившаяся от контактов с художником элегантно страдает от страшной болезни в больничной постели
    2. Мемуары хирурга Шапиро - 2006 год. Появляется черная оспа но где-то на втором плане. Старичок-патологоанатом из Ленинграда случайно заходит на огонек, смотрит на труп и говорит что это оспа. Просто оспа без эпитетов. Креатив с любовницей и комиссионками со ссылкой на КГБ
    3. Искаженные цитирования мемуаров Шапиро - в википедии с 2011 года. Шедевральный пассаж "Старичок посмотрел на труп и сказал — «Да это, батенька, variola vera — чёрная оспа»" Черная оспа вылазиет на первый план. Креатива добавляется, о посещении церемонии сожжения брамина.
    4. Март-апрель 2020 Более сотни воспризведений пассажа с "батенькой" в интернетах. Три видеоролика на ТВ. Черная оспа везде в заголовках. Креатива еще добавляется - малосущественно. В ролике ТВЦ>> Зуев в интервью правильно излагает последовательность - на вскрытии диагноз поставить не смогли, по лабораторным тестам определили оспу. О паузе в три недели может не сказал, но больше похоже что убрали монтажом. Мемуары Шапиро явно принимаются за каноническую истину.